Полиязычное образование

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Н.А. Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире»


Мы живём и работаем в эпоху, когда происходит глобализация всех сфер деятельности человека, что влечёт за собой пересмотр приоритетов в образовании. Именно поэтому поликультурность, наряду с информационной и коммуникативной компетенциями, сегодня определена мировым образовательным сообществом как базовая компетенция образования и одно из магистральных направлений формирования мирового образовательного пространства. Актуальность поликультурного и полилингвального обучения определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах. Полилингвальное обучение мы понимаем как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков, когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения сферы специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов.

27 января 2012 года Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана и определил основные приоритеты национального образования. Прежде всего образование должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Сегодня уже можно говорить о завершении работы по институциональному обеспечению реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, одной из базовых компетенций которой являются трёхъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.

Поликультурное образование в Республике Казахстан на сегодняшний момент является одним из главных направлений в системе высшего образования. Именно вуз является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной личности, этапом, когда осознанно формируются основные ценности и жизненные принципы. Именно вуз способен предоставить студенту благоприятную среду, обеспечивающую гармоничное сочетание развития гуманистических общечеловеческих качеств личности с возможностью полной реализации его национально-культурных, этнических потребностей. В соответствии с задачами, поставленными Президентом РК в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., Государственной программе функционирования и развития языков на 2011-2020 гг. и культурной программе “Триединство языков” к 2020 году все казахстанцы должны овладеть казахским, 95% – русским и 25% – английским языками.

По данным МОН РК, в вузах страны введение полиязычия начато в 2008 году. Из более 360 тыс. студентов-очников 1,4% обучаются на иностранных языках, а из 40,5 тыс. человек профессорско-преподавательского состава 8,3% владеют иностранным языком. В 2011 году в типовые учебные планы бакалавриата введены дисциплины «Профессио¬нальный казахский (русский) язык» и «Профессиональный иностранный язык». Внедряется уровневая модель изучения языков в соответствии с международными стандартами, институциональную и специализированную аккредитацию вузы могут проходить на трех языках, ведется сис¬темная работа по разработке, изданию и переводу на государственный язык базовых вузовских учебников.

Целью данной программы в Казахском агротехническом университете им. С.Сейфуллина является реализация полиязычного образования, направленного на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов аграрных специальностей, обладающих языковой компетенцией на основе параллельного овладения казахским, русским и английским языками, мобильных в международном образовательном пространстве и на рынке труда, способных к межкультурной коммуникации. В этой связи в университете разработана стратегия и программа развития полиязычного образования (2012-2016 гг.), направленная на создание непрерывной многоуровневой поэтапной полиязычной подготовки студентов бакалавриата, магистратуры и докторантуры по специальностям – «Биотехнология», -«Экология», -«Аграрная техника и технология», -«Архитектура», -«Радиотехника, электроника и телекоммуникация», -«Учет и Аудит» сформированы полиязычные группы по указанным специальностям, определен контингент обучающихся, проведен мониторинг их знаний, привлечены квалифицированные кадры преподавателей с учеными степенями, имеющие опыт обучения и работы за рубежом, определены языковые компетенции преподавателей, ведущих занятия по базовым и профильным дисциплинам. Планируется внедрить еще 4 специальности бакалавриата 5В080700 - Лесные ресурсы и лесоводство, 5В012000-Профессиональное обучение, 5В072400 - Технические машины и оборудование, 5В072700-Технология пищевой промышленности и 4 специальности магистратуры 6М080700-Лесные ресурсы и лесоводство, 6М070400-Вычислительная техника и програмное обеспечение, 6М050900 - Финансы, 6М071800 - Электроэнергетика в 2013-2014 учебном году.

Языковая компетенция педагога, наряду с другими стала неотъемлемым элементом для подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, мобильных в международном образовательном пространстве и рынке труда. В рамках осуществления программы «Трехязычного обучения», Казахский агротехнический университет предусматривает поэтапное развитие трехязычного обучения в университете как среди обучающихся, так и профессорско-преподавательского состава, а именно изучение государственного и английского языков с учетом профессиональной терминологии.

Задачами университета в данном направлении являются:
- привлечение доли ППС для ведения занятий на государственном и иностранном языках;
- обеспечение ППС учебными материалами по изучению иностранного языка;
- организация интенсивных профессионально-лингвистических курсов с участием отечественных и западных специалистов на базе КАТУ им. С.Сейфуллина или в зарубежных вузах-партнерах;
- осуществлять непрерывную языковую подготовку преподавателей студентов 1-3 курсов для совершенствования уровня владения иностранным языком;
- организация языковой стажировки через «Болашак», а так же в зарубежных вузах-партнерах.

Учебный процесс организован в соответствии с требованиями полиязычного обучения: внедрена уровневая методики обучения иностранному языку, разработана методологическая база полиязычного обучения (учебно-методическая документация на трех языках, силлабусы, УМКД), проведено обучение ППС и студентов с участием зарубежных профессоров из Германии, США, Малайзии, Турция, Эстония.

4 октября 2012 года на заседании Ученого совета Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина был утвержден план работы Ученого совета на 2012-2013 годы. Председатель правления, профессор А.Куришбаев сделал отчет «Об итогах работы коллектива за 2011-2012 учебный год и задачи на 2012-2013 учебный год».

На заседании Ученого совета утверждена программа развития полиязычного обучения университета на 2012-2016 гг. Развитие полиязычной культуры и полиязычного обучения в учебном процессе является ключевой задачей в фоне индустриально-инновационного развития страны. Для развития полиязычного обучения Центром развития международного сотрудничества и полиязычного обучения проводится ряд мероприятий. В том числе, мероприятия по улучшению методической работы, образовательных программ, подготовка ППС университета по полиязычному обучению, приглашение известных зарубежных профессоров для лекций в полиязычных группах и организация языковых курсов (английский язык). Наряду с этим, университет уделяет большое внимание развитию материально-технической базы.

Планируется участие в программах международной и внутриреспубликанской академической мобильности, повышение квалификации ППС на семинарах и тренингах по полиязычному обучению, издание учебников, учебных пособий, словарей на трех языках, приглашение для проведения лекций и мастер-классов зарубежных и казахстанских специалистов в области полиязычия и мультилингвизма. Кроме того, 3 мая 2013 г. в Казахском агротехническом университете имени С.Сейфуллина запланирован 1-й международный научно-методический семинар для ученых, магистрантов и докторантов, преподавателей вузов, сотрудников научно-образовательных учреждений. Участники семинара получат уникальную возможность встретиться с предствителями ведущих университетов Европы, США, Великобритании и СНГ, которые намерены активно сотрудничать с КазАТУ им. С.Сейфуллина. Данный семинар предоставит возможность для обмена опытом новых тенденций в мире международного образования, практике полиязычного преподавания дисциплин, поиска новых путей и обсуждения перспектив научно-методического обеспечения инновационных процессов в ВУЗах. Формат семинара – пленарное заседание с импульсными докладами, подиумные дискуссии по направлениям основных докладов, мастер-классы и круглый стол.

В результате реализации стратегического плана развития полиязычного образования в Казахском агротехническом университете им. С. Сейфулина к 2016 году планируется:
- владение родным, государственным, официальным и иностранным языками на 90%.
- наличие обновленной учебно-методической базы для реализации полиязычного образования.
- функционирование системы подготовки и повышение квалификации кадров в части полиязычного образования.
- увеличение доли обучающихся по полиязычному образованию от общего контингента до 25%;
- разработка образовательных программ бакалавриата и магистратуры с учетом полиязычного образования;
- 100% обеспеченность отечественными и зарубежными учебно-методическими комплексами по предметам естественно-научного цикла;
- внедрение интенсивных лингвистических курсов по подготовке ППС к ведению занятий на иностранном языке;
- обеспеченность академической мобильностью ППС, научных работников и обучающихся, повышение квалификации преподавателей на базе ведущих зарубежных университетов и передовых предприятий (фирм);
- организация профессиональной базы практик всех специальностей на ведущих предприятиях Республики и зарубежных стран;
- постоянное участие в реализации международных программ и проектов с профильными вузами зарубежных стран;
- осуществление подготовки докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими международные аккредитованные докторские программы, реализация двудипломного образования по программам магистратуры совместно с европейскими университетами на основе межкафедральных связей вузов;
- постоянная практика проведения занятий и мастер классов преподавателями из вузов стран Европы;
- образование на базе университета консорциума зарубежных вузов, научных организаций и предприятий для создания инновационной продукции, подготовки научно-педагогических кадров и оказания консалтинговых услуг.

Реализация полиязычного образования требует расширения образовательного пространства, обмена опытом, увеличения лингвистического капитала казахстанцев и формирования поликультурной личности, эффективно функционирующей в условиях глобализации и плюралистического демократического общества.